Работая с детьми с общим недоразвитием речи, сталкиваешься с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Помимо традиционных методик обучения, учитель – логопед и воспитатели подготовительной группы компенсирующей направленности в коррекционной работе используют методику составления мыслительных (ментальных) карт.
Ментальная карта — это уникальный метод запоминания информации, с помощью которого развиваются творческие, речевые способности детей.
Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально. Предварительная работа заключается в совместной подготовке с детьми карточек с картинками или символами. В рамках работы по лексической теме «Зимующие птицы» дети вместе с педагогом обсуждают, подбирают, вырезают картинки по лексической теме, размещают их на листе. А затем с помощью этой ментальной карты дети составляют рассказы о зимующих птицах.
Учитель-логопед вместе с детьми создает ментальные карты на занятиях по подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения. По теме «Звуки П, Пь. Буква П» мы с детьми подбирали картинки, рисовали схемы. С помощью такой карты дети дают характеристику звукам, запоминают букву, называют картинки со звуками П, Пь, определяют место звуков в слове.
На индивидуальных занятиях ребенок с учителем — логопедом создает ментальную карту на автоматизацию звука. Выполняя задания ребенок с помощью ментальной карты вспоминает как правильно произносить звук (как располагаются органы артикуляции), в каких словах находится звук, проговаривает слоги с заданным звуком.
В результате применения ментальных карт дети учатся не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать, учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, словарный запас стал точен и разнообразен.
Учитель-логопед Колесникова Елена Петровна